Главная » Статьи » Копилка » Копилка

История окна: от истоков до современности

История окна: от истоков до современности

Жилой дом представляет собой планету в миниатюре — обособленную от окружающего мира, с собственной атмосферой и физическими законами. Именно благодаря этим законам дома, как говорится, и стены помогают. Стены, потолок и пол, словно покров, оберегают жильцов от всего постороннего. Но есть в стеновой конструкции удивительный по своим свойствам и возможностям элемент — окно, об истории которого мы сегодня и поговорим.

История окна: от истоков до современности
 

Начало начал

Принято считать, что первые окна, появились около четырех тысяч лет назад, на острове Крит. Но, к сожалению, после гибели крито-микенской цивилизации мир надолго забыл об этом удобном изобретении. Оконные проемы в их современном виде появились только несколько веков назад, можно сказать, совсем недавно по меркам истории.

В древности, жилища практически не имели окон. И это понятно. Сказывалось стремление человека обезопасить себя от изнуряющей жары или холода, да и просто от опасности. Стекло еще не изобрели, а как защитить от стихии проемы тогда не знали.

Со временем архитектура начала свое развитие, но традиции строительства, связанные с окнами, не особо разнились в зависимости от географического местоположения народа, его религиозных обычаев и уклада быта. К примеру, постройки древних городов — Греции, Египта и Рима. Их архитектуру объединяло одно — отсутствие окон. У древних римлян свет поступал лишь сквозь узкие щели в стенах или беспрепятственно проникал в покои через обширные проемы, выходящие прямиком во внутренний двор дома. В постройках древней Греции окно, так же как и в Риме, имело вид узкого отверстия, и было редкостью — например, в женской половине дома оно вообще не предусматривалось и имелось только в зале для пиров. Однако греки пытались создать если и не само окно, так его иллюзию. Так, в домах стали появляться ниши, имитировавшие проемы в стене, и были они раскрашены в цвет неба. Подобный же принцип освещения жилища использовался у древних шумеров и египтян. В древнем Египте у домов имелось только верхнее боковое освещение, и свет проникал через проемы, расположенные под кровлей. У восточных народов и евреев, которые жили в достаточно теплом климате, окна делались выходящими на внутренний дворик, оставляя на фасаде только небольшой портик или балкон, огороженный распашными решетками. Частично это служило защитой от пыли, частично — от любителей поживиться чужим имуществом. А, возможно, это и было мерой против палящего солнца.

История окна: от истоков до современности

На Руси же, в глубокой древности, пользовались проветриваемыми смотровыми окнами, которые прорубали в бревнах. Они носили название «волоковые», поскольку «заволакивались» изнутри доской. Зимой в окно вставлялась рама, она же оконница, с рыбьим или бычьим пузырем, кусочками слюды или промасленным холстом. Но со временем щели в стенах стали делать шире и крупнее. Архитекторы древности совершенствовались в своем искусстве, и маленькие отверстия в архитектуре зданий постепенно начали увеличиваться в размерах, превратившись в доминирующий мотив стены.

История окна: от истоков до современности

 

Языческие народы защищали окна оберегами — ведь сквозь них могли проникнуть злые духи, — а даже влетевшая в окно птица или вошедший через него человек приносили несчастья. В землянках вообще не делали отверстий в стене, кроме двери.

 

Окно в жизнь

История окна: от истоков до современности

С уверенностью можно сказать, что во все времена при строительстве зданий зодчие придавали окнам огромное значение. Особое внимание они уделяли гармоничному сочетанию цвета, формы и размера окон с типом здания. Весь облик архитектурного ансамбля зависел от этого. Таким путем создавались фасады, отражающие вкус времени и представляющие определенный стиль.

В эпоху Византии окна имели узкую вытянутую форму с закруглением в верхней части. Уже в те времена архитекторы научились умело регулировать освещение в храмах и домах, располагая группы окон по периметру здания или в его куполе с целью создать ощущение легкости и воздушности (Собор Святой Софии в Константинополе).

Когда наступило Средневековье, жилища перестали отличаться архитектурными изысками. Наоборот, для романского или, как его называли англичане, нормандского стиля была характерна суровость и аскетичность. Время диктовало свои условия, поэтому прочные замки феодалов представляли собой укрепленные цитадели с небольшими узкими окнами, которые в случае нападения могли выполнять функцию бойниц. Такие окна можно увидеть в историческом наследии — Белой Башне лондонского Тауэра, построенной в X веке.

Важно также отметить, что именно в романский период стали массово появляться первые остекленные окна, хотя технологию изготовления стекла знали уже задолго до этого древние венецианцы. К сожалению, тщательно оберегали свой секрет и производили из него только предметы быта. А так как тайну сохранить не удалось, прозрачное стекло взяло свое начало в I веке нашей эры и обрело продолжение лишь в веке X. И только в Египте долгое время продолжало существовать непрозрачное стекло, и было оно совсем несовершенно.

А вот попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались еще в V–VI веке. Так, в христианских базиликах, окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты. Рождение витража как такового можно датировать приблизительно VI–VII веком нашей эры, когда для создания особой, эмоциональной атмосферы католическая церковь стала использовать краски для стекла. Доказательством этого служит тот факт, что в 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента с изображением Иисуса Христа. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов считается витраж одного из окон Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. А в Англии, в монастыре Святого Павла, находится витраж, датируемый 686 годом нашей эры, и представляет большую историческую ценность.

История окна: от истоков до современности

В целом отношения к окнам в разных странах было практически одинаковое. Но когда в них стали вставлять стекла, их роль только начала усиливаться. Конечно, сначала такую роскошь могли позволить себе лишь богатые, но со временем были доступны и простому народу. А особое место они, конечно же, занимали в церквях — огромные витражи становились не просто величественным украшением, а своего рода являлись окном к богу. Вот так, с распространением христианства по миру, происходило постепенное подчинение архитектуры религии. Это было трудное время, в котором полностью отвергалось человеческое начало, а с ним, естественно, и творческая мысль. Вследствие чего на смену романскому стилю пришла готика, с модой на бестелесность и удлиненные формы. Здания, а с ними и все их элементы, как бы стремились ввысь, к богу. И ярче всего это было выражено в окнах.

Стрельчатые арочные проемы располагались высоко от земли, и украшались элементами росписи, иллюстрирующими легенды Ветхого и Нового Завета. Яркий пример готического стиля — Собор Парижской Богоматери в Париже.

Пришедший на смену готике ренессанс утвердил свободу от религиозных догм и провозгласил ценность человеческой личности. XV век возвратил интерес к античному наследию, в основе которого лежали классические формы, симметрия и чувство соразмерности. Окна этого периода потеряли свой возвышенный облик и приобрели прямоугольную форму, а стекла в них стали прозрачными. Тогда же, в Италии, впервые появились окна, разделенные на четыре части переплетом в форме креста. Принято считать, что именно итальянцы дали эстафету современному окну, так как оконный переплет в ранней архитектуре был либо в виде узоров, изготовленных из дерева, или же вовсе отсутствовал.

В XVI веке ренессанс сменил «причудливый» стиль барокко, тяготеющий к использованию изысканных декоративных форм. Барокко отличала динамичность, разно­образие, экспрессия и тяготение к пышности. В архитектуре этого периода композиционной доминантой стала кривая линия, и окна зданий стали приобретать геометрическую форму: круга, эллипса и т.д. Для барокко были типичны большие окна, несколько раз разделенные переплетами разной толщины. Тогда же архитекторы воплотили в жизнь конструкцию распашных окон и начали применять двойное остекление. Вследствие чего в XVII веке появилась новая технология изготовления плоских стекол, благодаря которой во Франции стали делать окна большого размера. Они начинались от самого пола и стали известны во всем мире как «французские», со временем превратившись в двери.

На смену барокко пришли классические формы с их ясностью и лаконичностью. Их отличала простота, строгость и монументальность. В планировке зданий соблюдалась симметричность и правильность форм, и окна начали приобретать современный вид. У них появилась классическая, прямоугольная форма и две пары переплетов. С этого времени берут свое начало окна с форточкой, Т-образный переплет, а также трехстворчатые окна с большими нижними и маленьким верхними створками.

 

китайский иероглиф, обозначающий окно— в китайский иероглиф, обозначающий окно, входит знак отверстия над очагом дымохода

 

С середины XIX и до начала XX века гос­подствует ответвленный стиль модерна — Ар-нуво, провозгласивший отказ от прямых углов и линий в пользу плавных изогнутых форм. Архитектура этого стиля гармонично сочетала функциональность и эстетичность. Все элементы здания создавались в едином стилевом решении, а при строительстве широко использовались новые технологии и материалы. Яркий представитель того периода — испанский архитектор Антонио Гауди. Он смело экспериментировал с обликом зданий и формой окон, которые кажутся скорее делом рук природы, нежели человека (дом Костей, парк Гуэль). Что касается новых технологий и материалов для окон, то стоит заметить, что в 1835 году французский инженер и химик Анри Виктор Реньо получил поливинилхлорид в лабораторных условиях. Но это открытие было запатентовано только в начале XX века немецким ученым Фрицем Клатте. И лишь в 30-е годы ХХ столетия в Германии впервые началось производство ПВХ в крупных масштабах.

С 1910 года возникает новое направление в архитектуре — функционализм. Это проявляется в устройстве несимметричных окон с большой или маленькой створкой в обычных, без особых архитектурных изысков, домах. Но и этот период в истории не обошел окна стороной — появляется так называемое «ленточное остекление», когда в ряд выстраивали окна вдоль всего фасада, тем самым открывая возможность в полной мере освещать дневным светом помещения. А чуть позже «ленточные окна» нашли свое применение в роскошном стиле ар-деко, существовавшем в 20–50-х годах XX века. Его отличали характерные черты — этнические, геометрические узоры, шик и современные материалы. В этом стиле построены лекционные залы Мюзик-холла.

История окна: от истоков до современности

В конце XX века появляется новое направление в архитектуре — постмодернизм. Яркий пример здания, построенного в подобном стиле, — Дом Оперы в Сиднее. Характерной особенностью этого стиля стало объединение приемов, мотивов и течений из разных эпох для создания творческого пространства. Это направление стало в определенной степени отказом от функционализма и провозглашением ведущей роли эстетики.

На сегодняшний день окна создают из разного материала, часто удивляя совершенной функциональностью и практичностью, а стекла в них порой превосходят самые смелые ожидания, поражая своей красотой и гармоничностью. И, скорей всего, благодаря окнам, в данное время наибольшую актуальность приобрел стиль неомодернизм. Здания такого стиля можно легко выделить по обилию стекла, пластика и остеклению большой площади.

Таким образом, окунувшись в архитектуру разных веков, можно смело утверждать, что окно имеет длинную и удивительную историю — со времени, когда оно было лишь отверстием в стене и до того момента, когда приобрело сложную современную конструкцию. Бесспорно одно — в архитектуре наших зданий и домов оно занимает лидирующие позиции.



Источник: http://ИНФОокна оконный MAGAZINE
Категория: Копилка | Добавил: Димча (09.04.2012) | Автор: Дмитрий E W
Просмотров: 1916 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]